Прилетело. Наконец прилетело. После заметки о гуманизме послышался знакомый клёкот православных аскетов, но он был невразумителен, оппонировать ему было малоинтересно. Но нашёлся у оппонентов наконец аргумент, которого я так ждал -
\\гуманизм, в котором человек мера всех вещей, никогда не выведет человека из мира вещей\\
Браво. Блестящая формулировка. Абсолютно согласен. Но прежде чем поднимать человека до уровня Бога, давайте посмотрим исходные позиции. Гуманизм ставит своею задачей создать для людей сносную среду обитания, мы уже смотрели в словарик. Гуманизм предполагает, что прежде чем думать о рае на небе, надо уничтожить ад на земле. Гуманизм говорит - надо всех накормить, напоить, вылечить раны, погасить эпидемии, дать стол и кров. Всё. Дальше он не идёт, в душу не лезет.
Оппонент говорит - насрать на среду обитания, надо сразу из говна да в ангелы. Так бывает? Мы знаем - да, так бывает, есть у нас примеры святых, которым действительно чем хуже - тем лучше, они достигали неба из любого положения. Но во-первых, святых единицы, во-вторых, не все верят небу и в небо. Должно ли человечество кем-то пренебрегать? Гуманизм говорит - нет. Религии говорят - да. Гуманизм говорит - у нас лишних нет. Религии говорят - кто не с нами, тот против бога, богов, нирваны, атмана, (нужное подчеркнуть по желанию), тот пусть идёт в ад, в зубы к иблису, в мясорубку сансары (нужное подчеркнуть по желанию). А тут ещё жмутся бедные атеисты, агностики, робко спрашивают - а куда нам деваться?
Нет, ребята, неможно скакать через ступеньку. Как ни крути, но чтобы думать о небе, для начала нужны сытое брюхо и прививка от оспы. По-другому у нас не получится. И для этого давайте сначала подумаем о гуманизме, накормим голодных, излечим больных, дадим кров голодранцам, у дураков отнимем оружие, а потом займёмся культурой. Элементарной культурой - не наступать на ноги, уметь извиниться, научиться не сморкаться в рукав. Человек - прокладка между обезьяной и Богом. Прежде чем стать богом, надо научиться быть человеком, выжечь из себя примата, который живёт по базовым инстинктам природы - размножение, жратва, доминирование, бесконечная война за ресурсы. На пути из приматов в человеки есть два препятствия - нищета и невежество. Сильные мира сего культивируют нищету и невежество, это их главные инструменты в управлении популяцией. Религии им помогают. Религии говорят - не ропщи, не возражай, не бунтуй, и будет тебе на небе ништяк. Насрать, что ты голоден, что дети больны, что кто-то отжимает у тебя барахло, будь послушен, и будешь благополучен на небе.
Возможно, я ошибаюсь. Возможно, я неправильно понимаю Бога. Но говорю как понимаю. Как мне кажется, первый враг религии - Бог.
Христос был первым антирелигиозным неформалом. "Там, где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я среди них". Оппоненты мне возразят, что Христос не велел трогать священство - "что они говорят вам, делайте, по делам же их не поступайте". Я и сам не собираюсь трогать священство, я не антиклерикал, я верю в благодать рукоположения, но давайте согласимся - это магизм. И когда Христос говорит это, он явно противоречит себе. Весь смысл христианства родился из принципа - только личный пример, только "делай как я". Он предлагает слушать священство, но не повторять за священством только по одной причине - Бог не сторонник революций, Бог сторонник эволюций. Всё должно идти не от резких движений, а от постепенного понимания смыслов. Жизнь дана вам, чтобы думать, а не стулья ломать, говорит Бог.
Вот и давайте думать - можно ли построить нормальное общество без внимания к каждому человеку? Очевидно - нельзя. За это и выступает этот, как его, итить-разлетить, гуманизьм. Зрелость общества определяется отношением к слабому - к старику, к ребёнку, к больному. Посмотри, в каких условиях в твоём обществе одинокий старик, беспомощный инвалид, беспризорный ребёнок, лежачий больной, и ты сразу поймёшь, ты ещё примат или уже человек, и можно ли тебе уже думать о небе или надо заняться прямым своим делом - разборкой сараев.